Ежегодно порядка 5 000 украинских моряков получают новые дипломы для занятия более высоких должностей, и еще порядка 18-20 тысяч – подтверждают свою квалификацию.
На протяжении последних двух лет эти процедуры стали походить на хождение по мукам, так как систему поглотил полнейший хаос и неразбериха. Редакция обратилась к Председателю Профсоюза работников морского транспорта Украины Олегу Григорюку, чтобы услышать позицию Профсоюза и задать вопросы, которые сегодня так волнуют моряков.
Украинскую систему дипломирования моряков лихорадит уже год. Как ПРМТУ оценивает текущее положение дел?
Безусловно, ситуация критическая и требует незамедлительных решений.
Важно отметить, что, к сожалению, систему дипломирования начало лихорадить, гораздо раньше. Еще в 2019 году, когда резко взлетели цены на услуги учебно-тренажерных центров.
Был сформирован «клуб тренажерных центров», сертификаты об окончании которых стали требовать в качестве условия допуска для подтверждения квалификации в ГКК.
Этот «клуб» формировался Морской администрацией и Инспекцией по дипломированию моряков абсолютно искусственно путем отказов морякам в принятии документов для допуска к ГКК, путем непроведения осмотров тренажерных центров, не входящих в «клуб», отказе в выдаче им Протокола соответствия подготовки по направлениям.
Министерство инфраструктуры почти год не обновляло список одобренных тренажерных центров, хотя должно это делать каждые 3 месяца.
Тогда мы отреагировали незамедлительно.
В первых числах февраля 2019 года в офисе ПРМТУ мы провели открытую встречу, на которую пригласили все заинтересованные стороны: Министерство инфраструктуры, Морскую администрацию, ИПДМ, руководителей тренажерных центров, системных крюинговых компаний и, конечно же, моряков. Запись этой встречи, есть в открытом доступе в сети.
Только после многочисленных писем ПРМТУ, а также при давлении со стороны ряда народных депутатов Украины аккурат под выездное заседание Центрального совета ПРМТУ, которое мы специально проводили в Киеве, Министерство впервые за год обновило список одобренных тренажерных центров.
Я не случайно вернулся в 2019 год. Уже тогда сформировались основные черты, которыми можно охарактеризовать текущую ситуацию в дипломировании моряков: полное отсутствие какого-либо диалога с Министерством, Морской администрацией и тем более с Инспекцией; отсутствие какого-либо системного планирования.
К сожалению, ситуация не менялась вне зависимости от смены руководства этих ведомств. Например, вопрос качества и стоимости подготовки в тренажерных центрах все еще более чем актуален. Однако его умело заменили на другую топ-проблему для украинских моряков: сначала на введение полностью коррупционного АСТ-теста, потом на электронный кабинет моряка, дальше - дипломы с QR-кодами. Каждый следующий шаг чиновников приводил только к ухудшению ситуации, и в конечном итоге дипломирование моряков оказалось полностью парализованным.
С приходом Министра инфраструктуры Александра Кубракова появились первые признаки того, что ситуация может измениться в лучшую сторону. Как минимум, сейчас есть прямой диалог. Позицию ПРМТУ услышали, и со стороны Министерства есть реальные шаги к нормализации ситуации.
Что было сделано Профсоюзом для защиты прав моряков?
В течение всего этого времени мы использовали все доступные для нас правовые средства защиты моряков и их интересов.
Мы подали несколько судебных исков о признании противоправной бездеятельности Инспекции и Морской администрации, помогали морякам отстаивать свои права после неправомерных решений Государственной квалификационной комиссии.
За этот период мы не согласовали ни одного проекта изменений в приказы Министерства, регулирующих вопросы дипломирования моряков.
За красивой оберткой об упрощении процедур для моряков, которую нам пытались «продать», всегда имелся скрытый мотив: миллион новых абсурдных требований для моряков о подтверждении стажа работы на судах, требований по обязательному использованию никому не известной информационной системы, работающей без какой-либо защиты персональных данных моряков и находящейся в никому не известном месте на загадочных серверах.
В конце концов, мы пришли к тому, что начали выполнять абсолютно нехарактерную для профсоюза функцию, мы сами начала разрабатывать готовые «под ключ» проекты нормативно-правовых актов.
Совместно с ведущими тренажерными центрами и системными крюинговыми компаниями был подготовлен полностью новый проект Порядка осмотра учебно-тренажерных центров, который был передан в Министерство еще в августе 2020 года и который, к сожалению, «погиб» в Министерстве.
Именно нашим Профсоюзом был подготовлен проект закона Украины о внесении изменений в статью 51 Кодекса торгового мореплавания Украины для предоставления морякам права повторно подтверждать квалификации на основании стажа работы на судах, всем известный проект 3944, внесенный народным депутатом Иваном Шинкаренко.
Проект 3944 критиковали некоторые эксперты, что он не решает все проблемы моряков, а лишь их часть, например, что были сохранены ГКК.
Во-первых, вспомните, кто критиковал и когда. В период местных выборов в Одессе, когда только ленивый кандидат не использовал это повод в своей агитационной кампании. Многих ли из тех, кто тогда критиковал проект, Вы видите сейчас, защищающими права моряков?
Во-вторых, основной целью при разработке законопроекта мы ставили дать морякам право повторно подтверждать квалификации на основании стажа работы на судах без сдачи экзамена в ГКК, а это более 70% моряков, которые проходят ГКК.
Под эту позицию у нас было железное обоснование – Правило I/11 Конвенции ПДНВ, фактически прямая норма международной конвенции, ратифицированной Украиной. Если бы мы пытались поменять другие вопросы, например, полностью убрать ГКК или урегулировать вопрос работы тренажерных центров на законодательном уровне, мы сразу получили бы массу вопросов от народных депутатов: если не ГКК, то кто и как будет подтверждать квалификацию моряков, цена и безопасность этой услуги и т.д. Мы получили бы совершенно другой уровень противодействия и не добились бы никакого результата.
В конечном итоге, проект закона 3944 был поддержан абсолютным большинством голосов, и моряки смогли повторно подтвердить квалификацию только на основании стажа работы на судах.
Второй важной нормой, которую мы закладывали в проект, стало то, что Положение о званиях лиц командного состава морских судов и порядок их присвоения утверждается Кабинетом Министров Украины, а не Министерством.
Это обосновывается тем, что Положение о званиях уже давно устарело, не соответствует стандартам Конвенции ПДНВ и требовало комплексного пересмотра. Министерство же не проявляло какой-либо активности, а тем более эффективности в этом вопросе.
Поэтому в законопроект была заложена норма, которая фактически обязывает Министерство в течение трех месяцев с момента вступления в силу закона разработать новое Положение о званиях и передать его на утверждение Кабинету Министров.
К сожалению, и эти три месяца уже давно завершились, а воз и ныне там. Более того, Министерство не стремится урегулировать порядок повторного подтверждения квалификации на основании стажа работы на судах, чем пользуется Инспекция, которая сначала проводила чисто формальные заседания ГКК для повторного подтверждения квалификации, а сейчас так вообще принуждает моряков сдавать Автоматизированную систему тестирования (АСТ-тест) даже при наличии у них стажа.
При этом ПРМТУ еще в июле был разработан и в рабочем порядке передан в Министерство проект постановления Кабинета Министров Украины, который должен был полностью урегулировать вопрос повторного подтверждения квалификации.
Но и этот проект «погиб» в Министерстве без каких-либо комментариев или объяснений со стороны чиновников.
Мининфраструктуры заявило о фактическом запуске эксперимента по тестированию моряков с использованием системы CES. Сможет ли этот сервис снять напряжение при проведении оценки компетентности моряков?
Прежде всего, вызывает опасение, что используемая информационная система, так называемый «электронный кабинет моряка» по-прежнему фактически функционирует без всякой защиты персональных данных моряков. Нет также оснований полагать, что сама система является защищенной для внесения в нее данных третьими лицами.
Моряков заставляют оформлять доверенности на имя так называемых «агентов», которые фактически и вводят за моряка все данные в этот электронный кабинет.
Поэтому первый срез эффективности эксперимента МИУ мы увидим по статистике того, сколько моряков предпочтут CES-тест напрочь коррупционному
АСТ-тесту.
Конечно же, CES-тест на первый взгляд выглядит как хорошая альтернатива для моряков. Но к самом эксперименту есть обоснованные предостережения.
Во-первых, тест исключительно на английском языке. Тут следует отметить, что чиновники Министерства длительное время заявляли, что CES-тест будет единственным безальтернативным способом подтверждения квалификации. При этом, для определенных категорий моряков, например, членов экипажей судов портового флота, подтверждение квалификации на английском языке практически невозможно.
Во-вторых, изначально было очевидно, что компания Seagull не предоставит разрешения на публикацию вопросов и ответов тестовых заданий на официальном ресурсе Морской администрации, как того требует постановление Кабмина.
В этих условиях, становится непонятным, как моряку подготовиться к прохождению теста. В целом, подтверждение квалификации не может быть оторвано от работы всей системы подготовки моряков. Государственная квалификационная комиссия – финальный этап подготовки моряка в высших и профессионально-технических учебных заведениях, тренажерных центрах и на курсах повышения квалификации.
В-третьих, стандартный CES-тест составлен таким образом, что, например, администратор, формируя тест для оценки квалификации судоводителей, кроме выбора уровня управления или эксплуатации обязан выбрать тип судна. Это создает условия, при которых моряку может быть сформирован тест с вопросами для судов, на которых он никогда не работал. Кроме того, такая форма оценки не корректна с точки зрения проверки знаний и навыков моряка таблицам компетентности Кодекса ПДНВ.
Для механиков ситуация еще более сложная, так как CES-тест формирует тестовые вопросы не по критерию мощности силовой установки, как это предусмотрено Конвенцией ПДНВ и законодательством Украины, а по критерию скорости вращения двигателя – medium speed или low speed.
Отмечу, что судовладельцы или крюинги, которые используют CES-тест, формировали тестовые задачи под свои конкретные требования. Аналогичные тесты сформированы для тестирования моряков под требования морских администраций Норвегии или Соединенного Королевства.
Совершенно очевидно, что подобная работа должны была быть проведена и в Украине до начала реализации эксперимента. Для выполнения оценки необходимо было привлечь отраслевых экспертов и, конечно же, моряков.
Олег Игоревич, получается, что ГКК это и есть самая основная проблема. Можно ли моряку защитить себя от произвола чиновников на данном этапе?
ГКК является важным, но далеко не единственным средством давления коррупционеров на моряка. Как я отмечал ранее, до этапа ГКК моряку еще нужно дойти, «палки в колеса» моряку ставят гораздо раньше, отказываясь принимать заявления, подтверждать стаж или еще по десяткам других причин.
При этом экспериментом с CES-тестом внимание всех пытаются фактически переключить именно на этап ГКК, а CES-тест преподносят как инструмент для решения всех проблем дипломирования. К сожалению, это далеко не так.
Отмечу, что и сами моряки по разным причинам не готовы бороться в правовом поле, если их «завалили» на ГКК.
Так, в этом году лишь шесть моряков обратились в ПРМТУ с заявлениями о том, что их безосновательно «завалили» на ГКК. Мы оказали незамедлительную юридическую помощь всем морякам, хотя только один из них был членом ПРМТУ.
Из этих шести человек только двое подали исковые заявления в суд. Мы оказываем этим ребятам полную бесплатную юридическую помощь в суде.
Около месяца назад по одному из поданных нами исков судом вынесено решение в пользу моряка: действия Инспекции и представителей ГКК признаны противоправными, а все протоколы ГКК должны быть аннулированы.
При этом критически недопустимым являются сроки судебного разбирательства, так как судебный процесс только в суде первой инстанции продолжался больше шести месяцев. За это время моряк по своим действующим документам успел сходить в рейс в должности ниже той, на которую мог претендовать, и вернулся как раз к финальному заседанию.
Судебный процесс по иску второго моряка все еще продолжается в уже легендарном Окружном административном суде г. Киева.
Олег Игоревич, уже более полутора лет мы все живем в условиях карантинных ограничений из‑за пандемии коронавируса COVID-19. Какова ситуация на данный момент, и какие действия предпринимал Профсоюз все это время?
Фактически, моряки оказались в самом эпицентре кризиса: логистические ограничения, затрудняющие замены экипажей, проблемы с вакцинацией, отказ морякам в допуске к экстренной медицинской помощи на берегу - лишь малая часть проблем, с которыми столкнулись моряки за время пандемии.
ПРМТУ совместно с ITF и другими братскими профсоюзами по всему миру с самого начала пандемии оказывал содействие украинским морякам в репатриации. Иногда это были целые экипажи, как в случае с моряками и персоналом судна MEIN SCHIFF 3 компании TUI Cruises, когда одним авиарейсом в Украину было возвращено 167 человек.
Через все возможные информационные ресурсы ПРМТУ постоянно предоставляет морякам актуальную информацию об ограничениях, связанных с заменами экипажей в разных портах мира.
На данный момент крайне острой остается ситуация даже не с заменами моряков в Китае и других странах этого региона, а уже даже с допуском моряков к экстренной медицинской помощи на берегу.
К сожалению, из-за таких бюрократических ограничений на судне погиб украинский моряк, которому не была своевременно оказана необходимая медицинская помощь.
А какие действия предпринимают украинские чиновники? Ощущаете ли Вы содействие с их стороны?
Мы постоянно и активно работаем с Департаментом консульской службы МИД Украины, с которыми у нас заключен Меморандум о сотрудничестве в помощи украинским морякам, которые оказываются в разного рода кризисных ситуациях за границей.
ПРМТУ создан Морской информационный центр при поддержке МИД Украины, главный офис которого расположен в Одессе, а филиалы в Измаиле и Херсоне. В ближайшее время будет открыт новый филиал в Мариуполе.
Информация и консультации данным центром предоставляются всем украинским морякам и их родственникам бесплатно.
Со стороны же Мининфраструктуры, как главного органа исполнительной власти, формирующего политику в сфере морского транспорта, с начала пандемии наблюдался крайне низкий уровень взаимодействия и диалога.
Прошлый министр и руководство профильного директората фактически самоустранилось от проблем моряков. Вдумайтесь, с начала пандемии Министерством не было проведено ни одного официального совещания, круглого стола или любой другой официальной встречи с нашим Профсоюзом и руководителями крюинговых компаний.
Государственными чиновниками фактически полностью провалена кампания по вакцинации моряков. ПРМТУ совместно с системными крюинговыми компаниями несколько раз обращались к Президенту Украины, Кабинету Министров Украины, Мининфраструктуры и Минздраву с просьбой оказать помощь в допуске моряков к вакцинам от COVID-19. В пик кризиса, когда украинские моряки реально теряли свои рабочие места из-за невозможности пройти вакцинацию, системные крюинги предлагали вариант оплаты двух вакцин по формуле: одна вакцина для моряка, одна для представителя другой приоритетной категории. Однако даже эти предложения чиновники проигнорировали.
Несмотря на это, ПРМТУ удалось собственными силами обеспечить доступ моряков и членов их семей к вакцинам: более 500 человек прошли полный курс вакцинации от COVID-19.
Единственный вопрос, где позиция ПРМТУ была услышана уже нынешним руководством Мининфраструктуры, стало продление срока действия квалификационных документов моряков. Именно нашим Профсоюзом после консультаций с системными крюинговыми компаниями был проведен анализ опыта других странах, в том числе наших прямых конкурентов – Филиппин и Индии, и предложено продлить сроки действия документов для всех моряков до 30 июня 2022 года, независимо от того, находятся ли они на берегу или на судне.
На данный момент 62 государства - члена IMO и 2 ассоциированных члена признали моряков «ключевыми работниками». Но Украины все еще нет в этом списке. Почему так получилось?
Нашим Профсоюзом еще в ноябре прошлого года был разработан проект постановления Кабинета Министров Украины о дополнительных мерах государственной поддержки моряков, работающих на судах в международном морском судоходстве, который был направлен в адрес Кабинета Министров Украины и Мининфраструктуры.
С самого начала этой работы мы ставили своей целью не просто декларативно признать моряков «ключевыми работниками», а утвердить перечень конкретных действий для решения наиболее острых проблем моряков в условиях пандемии COVID-19. В дальнейшем это постановление можно было бы дополнять новыми практическими мероприятиями, необходимыми для моряков в каждый конкретный период.
Так, мы предложили определить, кто же в Украине является Национальным контактным органом по вопросам замены экипажей, информация о котором должна быть размещена в соответствующем разделе информационной системы GISIS IMO, а также предложили создать постоянно действующий рабочий совет по вопросам замены экипажей.
Проектом данного постановления КМУ также предусматривались действия по обеспечению доступа моряков к вакцинам, предоставлялись рекомендации судовладельцам украинских судов, а также в правовом поле решался вопрос продления срока действий документов моряков Украины, в том числе медицинских справок моряков.
Однако проект постановления был настолько изменен чиновниками Министерства, что в конечном итоге из него были исключены все практические мероприятия, направленные на решение проблем моряков.
Учитывая фактическое бездействие чиновников от исполнительной власти, ПРМТУ обратился к народным депутатам Украины с проектом Заявления Верховной Рады Украины «О мерах поддержки моряков, которые работают на судах в международном морском судоходстве». Проект заявления был поддержан народным депутатом Андреем Шараськиным, который совместно с группой других депутатов зарегистрировал его в парламенте.
Учитывая специфику такого документа как Заявление Верховной Рады Украины, при его составлении мы сконцентрировались на тех проблемах наших моряков, которые требуют широкого международного взаимодействия. Это участившиеся случаи пиратских нападений на суда, вовлечения моряков обманным путем в перевозки контрабандных грузов или нелегальных мигрантов, проблема субстандартного судоходства в Черном море, из-за которого каждый год на фактически речных «волго-балтах» гибнут наши моряки.
К сожалению, об этих проблемах у нас в стране вспоминают только после очередной трагедии или после очередного видеообращения моряков с борта брошенного судовладельцем судна.
Как обстоят дела с ратификацией Украиной Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве, так называемого «Билля о правах моряков»?
Это еще один «больной» вопрос взаимодействия с нашими чиновниками. Наш Профсоюз лоббирует ратификацию Украиной этой Конвенции с момента ее принятия. За это время мы провели уже десятки конференций, круглых столов и тренингов.
Напомню, что Украина занимает 5-6 место в мире по количеству моряков, постоянно работающих на судах, и при этом не является стороной базовой конвенции, определяющей права моряков. Среди международных экспертов это, по меньшей мере, вызывает недоумение.
Мы неоднократно обращались в Мининфраструктуры с предложением оказать им любую экспертную помощь, необходимую для скорейшей подготовки соответствующих документов. Да, и сквозь саму Конвенцию красной нитью проходит основополагающий принцип работы Международной организации труда — диалог трех сторон: государства, судовладельцев и профсоюза моряков.
Однако и тут до последнего времени чиновники играли в свою игру: с задержкой иногда по шесть месяцев, принимая наши замечания и рекомендации.
К сожалению, наши предупреждения о том, что законопроект требует доработки не были услышаны своевременно, что уже привело к отказу согласовать законопроект со стороны Государственной регуляторной службы Украины. А это снова неоправданная задержка времени.
Пользуясь возможностью, хотел бы еще раз обратиться к Министру инфраструктуры господину Кубракову и заверить его, что мы готовы оказать любую необходимую Министерству экспертную и техническую помощь и поддержку, которой, с учетом критического состояния отрасли, просто неразумно пренебрегать.