Почему правительства не выполнили свои обязательства перед моряками

Целевая группа ООН должна выяснить, почему правительства не выполнили свои обязательства перед моряками во время пандемии

Представители судовладельцев и моряков обратились к Организации Объединенных Наций с просьбой создать межведомственную целевую группу для изучения выполнения и практического применения положений Конвенции о труде в морском судоходстве (MLC, 2006) во время пандемии, включая ее влияние на основные права моряков и на судоходную отрасль.

Кризис смен экипажей достиг своего пика, когда более 400 тыс. моряков оказались в ловушке на судах: они вынуждены перерабатывать свои контракты вследствие местных связанных с COVID ограничений и отказа правительств сотрудничать и координировать действия для преодоления кризиса.

В то время как власти пытаются погасить новые вспышки болезни, как, например, в настоящее время в Индии, около 200 тыс. моряков по-прежнему находятся на гребне кризиса смен, и их количество неустанно растет. Некоторые правительства отреагировали достойно, признав моряков ключевыми работниками и облегчив их перемещения, однако слишком многие правительства своим бездействием создают ситуации, когда экипажи судов не могут вернуться домой, что равносильно принудительному труду. И здесь необходимы срочные действия.

Призыв к ООН провести исследование был обличен в форму резолюции, принятой на 4-й онлайн-сессии Специального трехстороннего комитета МОТ по Конвенции о труде в морском судоходстве (19-23 апреля 2021 г.), где Международная федерация транспортников (ITF), судовладельцы и правительства встретились для обсуждения Конвенции [1,2].

«Конвенция о труде в морском судоходстве – это международное соглашение, разработанное для защиты моряков и содействия обеспечению достойного труда», – сказал Марк Дикинсон, официальный представитель группы моряков в ILO, Заместитель председателя Секции моряков ITF.

«Пандемия безжалостно разоблачила управление и структуру отрасли. Вопреки требованиям Конвенции ООН по морскому праву, отрасль фрагментирована, и это во многом способствовало хаосу»*.

«Основные государства флага – это мыльные пузыри – нулевая транспарентность, нулевая компетентность, нулевой интерес к благополучию своих экипажей».

«Кроме того, 97 правительств, ратифицировавших MLC, взяли на себя обязательство обеспечивать, чтобы моряки могли вернуться домой по окончании срока действия контрактов. Это написано черным по белому. Никаких оговорок или особых условий не предусмотрено. Правительства, которые не обеспечили репатриацию моряков или препятствовали возвращению экипажей домой, которые отказывали морякам в доступе к медицинской помощи на берегу и отказывались сотрудничать на международном уровне для обеспечения соблюдения прав моряков, безусловно, нарушили Конвенцию MLC и, следовательно, свои международные обязательства».

Специальный трехсторонний комитет отметил, что, несмотря на пандемию, моряки продолжали обеспечивать работу каналов снабжения, доставляя основные продукты питания, топливо, лекарственные средства и медицинское оборудование туда, где они необходимы. Хотя у правительств было 13 месяцев, чтобы продумать совместные ответные действия, все еще слишком многие правительства вводят непродуманные ограничения на перемещения, которые не позволяют морякам присоединяться к судам и сходить с них.

«Если моряки будут признаны во всем мире ключевыми работниками и им будет разрешено свободное перемещение, это будет иметь большое значение для решения огромной проблемы нарушения прав человека», – сказал Фабрицио Барчеллона, координатор Секции моряков ITF. «Существует ряд мер, которые необходимо принять властям для остановки распространения болезни и для защиты моряков и портовиков; к этим мерам относятся тестирование и приоритет моряков и докеровпри вакцинации».

Среди рекомендаций Специального трехстороннего комитета – углубление сотрудничества между странами, введение позволяющих путешествовать временных исключений, а также международное признание документов моряков. Все это поможет в устранении кризиса смен экипажей без значительного влияния на способность правительств контролировать COVID-19.

«Из-за пандемии многие моряки потеряли работу, а из-за того, как правительства справляются с кризисом, гораздо больше людей сегодня пересматривают свой выбор карьеры», – сказал Дикинсон. «Это повлияло и на судоходный бизнес: некоторые компании не смогли продолжить работу из-за дефицита экипажа. Это влияет на всю мировую экономику. Правительства должны принять срочные меры, чтобы не допустить еще большего ухудшения ситуации».

Специальный трехсторонний комитет также принял отдельную резолюцию о том, что транспортникам следует отдавать приоритет при вакцинации против COVID-19 [3], поддержав публичный призыв ITF к правительствам прекратить игнорировать рекомендации ВОЗ и определить приоритет вакцинации, основываясь на гуманитарных и экономических обоснованиях.

Резолюция определяет, каким образом правительства должны сделать вакцинацию доступной для моряков и признать вакцинацию других стран. Предлагается также создать в ключевых портах центры вакцинации экипажей судов.


Примечания:


* Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (UNCLOS) содержит всеобъемлющий правовой режим мировых океанов и морей, устанавливающий правила, регулирующие всю деятельность в океанах и использование их ресурсов. Положения статьи 94 UNCLOS включены в Конвенцию MLC и устанавливают обязанности и обязательства государства флага в отношении условий труда, комплектования экипажей и социальных вопросов на борту судов под его флагом.

В 2020 году тремя самыми крупными регистрами стали удобные флаги Панама, Либерия и Маршалловы острова, которые вместе представляют порядка трети мирового флота и около 42% его суммарной грузоподъемности.

[1] Международная организация труда (МОТ) – это специализированное учреждение ООН, в обязанности которого входит (помимо прочего) надзор за соблюдением трудовых норм. Ключевым международным соглашением, регулирующим судоходство и работу моряков, является Конвенция о труде в морском судоходстве (MLC) или Билль о правах моряков, как ее часто называют, разработанная для защиты минимальных прав моряков.

Подробнее здесь: https://www.ilo.org/global/standards/maritime-labour-convention/WCMS_159413/lang--en/index.htm

[2] В первой части четвертой онлайн-сессии Специального трехстороннего комитета по Конвенции MLC было рассмотрено влияние COVID-19 на судоходный сектор и моряков. Сессия пришла к выводу, что Международная организация труда должна обратиться к Генеральному секретарю ООН с просьбой созвать межучрежденческую целевую группу.

Подробнее здесь: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/genericdocument/wcms_782881.pdf

[3] Резолюция МОТ о вакцинации моряков от COVID-19 рекомендовала всем правительствам уделить приоритетное внимание вакцинации моряков.

Текст резолюции здесь: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/genericdocument/wcms_782880.pdf

More news with tag #Seamen

Відкритий лист до ООН

Спільний відкритий лист представників морської індустрії Генеральному секретарю ООН Антоніу Гутеррішу

Ukrainian Maritime Forum

The Marine Transport Workers’ Trade Union of Ukraine, with the support of the International Transport Workers’ Federation (ITF) and the State Service for maritime, inland waterway transport and shipping of Ukraine, has the honor to announce the Ukrainian Maritime Forum.

AMSA: Забезпечення добробуту моряків та контроль за умовами праці на суднах

Питання, пов'язані з дотриманням умов праці на суднах, залишаються однією з найбільш актуальних проблем у морській галузі.

Забезпечення відпочинку для екіпажу: рекомендації IFSMA для представників PSC

Міжнародна федерація асоціацій морських капітанів (IFSMA), Віце-президентом якої є Олег Григорюк, Голова ПРМТУ, звернулась до Люка Смолдреса, Генерального секретаря Паризького меморандуму про взаєморозуміння щодо контролю суден державою порту (Paris MOU) стосовно передбачених вимог безпеки та впливу певних адміністративних процесів на екіпаж.

Thank you for contacting us!