Несмотря на тяжелые времена, которые сейчас переживает как судоходная отрасль, так и каждый ее участник, приятно осознавать, что некоторые вещи остаются постоянными и неизменными в контексте COVID-19 – а именно положения коллективных договоров ITF стандарта, которые по-прежнему не содержат оговорок, позволяющих работодателю уволить моряка по причине отказа последнего от вакцинации. На сегодняшний день ни в один коллективный договор ITF стандарта не были внесены поправки, касающиеся вакцинации от COVID-19, да и вообще коронавируса в целом.
Не поймите неправильно, профсоюзы всего мира выступают в поддержку вакцинации работников отрасли, однако первоочередной их задачей неизменно остается защита трудовых прав работников, установленных, среди прочего, положениями коллективных договоров ITF стандарта – именно о таком кейсе пойдет речь далее.
В конце августа украинский офицер, второй помощник капитана, прибыл на судно крупной и весьма достойной оффшорной компании; на судно, покрытое коллективным договором профсоюзов Норвегии. Практически сразу по прибытии капитан судна предложил второму помощнику пройти вакцинацию от COVID-19, от чего офицер отказался, ссылаясь на причины личного характера. Капитан предупредил второго помощника, что тогда его контракт будет терминирован, и он будет отправлен домой, что и было сделано чуть более недели спустя: моряку был выдано уведомление о досрочном расторжении трудовых отношений (notice of termination), не содержащее, кстати, причину этого досрочного расторжения, и он полетел домой из канадского порта.
Следует отметить, что до подписания контракта крюинговая компания не предупредила моряка ни о необходимости прохождения вакцинации на борту, ни о каких-либо требованиях компании в части вакцинации экипажа. Сертификат о вакцинации моряка также предоставить не попросили. Таким образом, никаких документов касательно вакцинации до отправки на судно моряк не подписывал.
Важно еще то, что это был не первый рейс моряка в данной компании (забегая вперед: этот факт не позволил компании списать моряка в рамках испытательного срока).
Так, на следующий день после получения уведомления о досрочном расторжении контракта моряк был отправлен домой. Конечно, даже несмотря на выплату предусмотренной коллективным договором компенсации за досрочное расторжение в размере одной полной заработной платы (в соответствии с содержащейся в коллективном договоре шкалой заработных плат), моряк был весьма раздосадован фактом досрочного списания без письменного объяснения причины, а также посчитал, что списание произошло в нарушение условий коллективного договора.
Вернувшись домой, второй помощник обратился за консультацией в Профсоюз работников морского транспорта Украины, который, внимательно ознакомившись с материалами дела, согласился, что условия коллективного договора были нарушены. А именно: в соответствии с коллективным договором при досрочном списании моряка (вне испытательного срока), будь то по его собственной инициативе или же по инициативе компании, сторона, выступающая инициатором разрыва трудовых отношений, должна подать соответствующее письменное уведомление о досрочном расторжении контракта за месяц до предполагаемого списания моряка (one month’s written notice of termination) с указанием причины данного расторжения.
В нашем случае это значит, что компания должна была уведомить моряка о его списании за месяц до его фактического отъезда с судна, тем самым дав ему проработать еще 30 дней. Так как этого сделано не было, и моряк уехал домой на следующий день после получения письменного уведомления о расторжении контракта, Профсоюз посчитал, что второму помощнику положена полная заработная плата за один месяц работы на судне. И так как в индивидуальном трудовом контракте моряка была указана дневная ставка заработной платы (чуть более 400 долларов США в сутки), то общая сумма компенсации, по мнению Профсоюза, составила чуть более 12 тыс. долларов США (400 долларов США x 30 дней).
Следующим шагом для Профсоюза было объяснить свою позицию коллегам из норвежских профсоюзов – стороне покрывающего судно коллективного договора – что и было успешно сделано, однако и не без дискуссий. В результате, норвежские коллеги поддержали позицию украинского профсоюза, и требование было отправлено компании-работодателю.
Необходимо поблагодарить судовладельца – после непродолжительных обсуждений работодатель согласился с обоснованностью претензии и размером финансового требования, и подтвердил выплату 12 тыс. долларов США несправедливо уволенному второму помощнику, а также предоставил письменное объяснение причины увольнения. Деньги были получены моряком на его счет в банке.
Следите за своим здоровьем, не болейте, а также всегда внимательно изучайте свой контракт (и коллективный договор, если это применимо) до его подписания!