Обращение Международной палаты судоходства (ICS) и Международной федерации транспортников (ITF) к лидерам и министрам стран Большой двадцатки (G20) касательно содействия, необходимого для обеспечения передвижения моряков и морского персонала
Около 90% мировой торговли осуществляется посредством морского транспорта, который является основой мировой экономики и зависит от 2 миллионов моряков и морского персонала, управляющих торговыми судами по всему миру.
С учетом ожидаемого продолжения действия ограничений на поездки и перелеты, правительствам крайне необходимо решить серьезную проблему содействия обеспечению смен экипажей судов. Без скоординированных глобальных действий эффективность потока морского импорта и экспорта будет поставлена под угрозу, что может оказать негативное влияние на устойчивость национальных экономик в период кризиса COVID-19.
В то же время, когда правительства стремятся обеспечить должную реакцию общественного здравоохранения на пандемию COVID-19, мы не должны забывать о том, что, помимо других экономически важных видов деятельности, торговые суда перевозят мировые запасы медикаментов, продовольствия, топлива и сырья, а также готовую продукцию и комплектующие, которые ввиду сложных глобальных цепочек поставок, необходимы для эффективного функционирования национальных экономик и сохранения рабочих мест.
30 марта 2020 года министры торговли и инвестиций стран Большой двадцатки заявили: «Мы обеспечим ровную и бесперебойную работу логистических сетей, которые служат основой глобальных цепочек поставок. Мы будем искать пути, чтобы логистические сети воздушных, морских и сухопутных перевозок оставались открытыми, а также обеспечим способы облегчить необходимое перемещение медицинского персонала и задействованных работников через границы, не ставя под угрозу усилия по предотвращению распространения вируса».
Важнейшим шагом для реализации этого заявления G20 будет являться обеспечение правительствами беспрерывного функционирования глобальной системы морских перевозок посредством содействия необходимому передвижению моряков и морского персонала по всему миру, в том числе и возможности осуществлять смену экипажей.
В связи с продолжающейся пандемией COVID-19 мы хотели бы обратить внимание лидеров и министров стран G20 на рекомендованные правительствами меры по содействию смене экипажей в портах, которые были выпущены Международной морской организацией (IMO) Организации Объединенных Наций в Циркулярном письме 4204/Add.6 от 27 марта 2020 года.
Эти всеобъемлющие рекомендации включают определение профессиональных моряков и морского персонала, независимо от национальности, как «ключевых работников», оказывающих важнейшие услуги, и предоставление им права на соответствующие исключения из национальных ограничений на поездки или передвижение, с тем чтобы они могли прибывать на суда и покидать их. Эти рекомендации полностью соответствуют руководящим указаниям, предоставленным правительствам Всемирной организацией здравоохранения, и дополняются трехсторонним заявлением Международной организации труда от 31 марта.
Мы настоятельно призываем лидеров и министров G20 сделать все возможное для обеспечения полного выполнения этих рекомендаций правительствами.
Помимо многочисленных ограничений на поездки, а также проблем, связанных с протоколами иммиграционного и медицинского освидетельствования, в том числе и моряков и морского персонала, насущным препятствием для смены экипажей, что крайне важно для продолжения безопасного и эффективного функционирования морских перевозок, является нынешняя приостановка рейсов из многих аэропортов мира.
По гуманитарным соображениям и с целью соблюдения международных норм безопасности и трудового законодательства, смена экипажей не может быть отложена на неопределенный срок.
Ежемесячно (в обычных условиях) на судах должна иметь место замена около 100 тысяч моряков, с целью соблюдения соответствующих международных морских норм по обеспечению здоровья, безопасности и благосостояния, а также, среди прочего, для обеспечения безопасной транспортировки морем жизненно важных товаров и продуктов.
Глобальная индустрия морских перевозок признает, что ограничения и санитарные протоколы, которые в настоящее время применяются во многих государствах в отношении воздушных перевозок, передвижений экипажей судов и их посадки и высадки в портах, приводят к вероятной отсрочке многих смен экипажей, по крайней мере, до мая 2020 года, а, возможно, и на несколько более длительный срок.
Однако десятки тысяч моряков, чьи контракты подходят к завершению, уже ожидают репатриации, и вскоре может наступить тот момент, когда администрации государств флага откажутся продлевать срок пребывания моряков на борту своих судов.
Серьезную обеспокоенность в отрасли вызывает также тот факт, что существующие ограничения, приведшие к многомесячному пребыванию тысяч моряков в море, в сочетании с выполнением сложных как физических, так и психологических задач, экспоненциально увеличивает риск морских аварий и катастроф, что является пугающим сценарием для и без того хрупкой и напряженной глобальной экономики.
Исходя из этого, необходимо разработать глобальную стратегию для обеспечения необходимого сотрудничества между соответствующими специализированными учреждениями ООН, правительствами и другими заинтересованными сторонами, включая крупные авиакомпании, в целях содействия перемещению и смене экипажей судов в кратчайшие возможные сроки.
В качестве меры безотлагательного характера мы призываем все правительства определить порты в своих странах и соответствующие аэропорты поблизости, откуда может быть возобновлена смена экипажей в кратчайшие сроки, и проинформировать об этом IMO и Международную организацию гражданской авиации (ICAO).
Мы также призываем правительства в случае возникновения чрезвычайных медицинских ситуаций предоставлять прибывающим на берег морякам доступ к экстренной медицинской помощи и, при необходимости, содействовать экстренной репатриации, как того требует Конвенция МОТ о труде в морском судоходстве 2006 года.
Мы также просим, в приоритетном порядке, чтобы национальные власти незамедлительно вступили в контакт со своей национальной ассоциацией судовладельцев, профсоюзами моряков и другими соответствующими заинтересованными сторонами, с тем чтобы изучить пути решения серьезной проблемы смены экипажей, которая, в противном случае, может помешать коллективным усилиям по борьбе с пандемией COVID-19, а также продолжению успешного функционирования глобальных цепочек поставок.
Мы также предлагаем создать специальную целевую группу G20 по вопросу смен экипажей судов, что в значительной степени способствовало бы эффективному реагированию на пандемию коронавируса.
Мы понимаем, что сейчас непростое время для правительств, и приветствуем ведущую роль, уже взятую на себя Большой двадцаткой, в признании важности морского транспорта. Мы готовы совместно работать с G20 над тем, чтобы глобальные цепочки поставок продолжали функционировать, и чтобы решение сложной задачи по содействию сменам экипажей торговых судов по всему миру было найдено.