Ответы ПРМТУ на актуальные обращения моряков

В последнее время в адрес ПРМТУ поступает огромное количество обращений от моряков о проблемных ситуациях, с которыми они сталкиваются при оформлении квалификационных документов, паспортов моряка, прохождении подготовки в ГКК и т.д.

Большинство этих вопросов возникли как следствие крайне низкого уровня коммуникации Министерства инфраструктуры и Морской администрации Украины с моряками, крюинговыми компаниями и Профсоюзом.

К сожалению, призывы ПРМТУ к открытому, профессиональному и конструктивному диалогу остаются без ответа со стороны Мининфраструктуры и Морской администрации.

В данной статье мы предоставим свои комментарии и рекомендации по наиболее волнующим моряков вопросам.

Ликвидирована ли Инспекция по подготовке и дипломированию моряков? Кто сейчас принимает «экзамены»? Куда подавать документы?


Постановлением Кабинета Министров Украины от 19.08.2020 г. №739 принято решение о передаче функций Инспекции по подготовке и дипломированию моряков Государственной службе морского и речного транспорта Украины (Морской администрации Украины).

Это постановление опубликовано 22 августа 2020 года и вступает в силу через 3 месяца после опубликования, т.е. с 19 ноября 2020 года.

До указанной даты Инспекция продолжает выполнять свои функции.

Официальный сайт Морской администрации - marad.gov.ua.

Глава Морской администрации – Звягинцев Сергей Борисович.


Какими могут быть последствия передачи Морской администрации функций Инспекции?


Инспекция выполняла такие основные функции:

- обеспечивала работу Государственных квалификационных комиссий;

- обеспечивала функционирование Государственного реестра документов моряков Украины;

- выдавала Послужные книжки моряка.

Морская администрация до 19.11.2020 года должна выполнить ряд обязательных подготовительных действий:

- внести изменения в нормативно-правовые акты, которые регламентируют вопросы подготовки и дипломирования моряков, работы ГКК и т.д.;

- обеспечить выполнение функций необходимым персоналом, укомплектовать ГКК экзаменаторами;

- гарантировать защиту персональных данных моряков от внешнего вмешательства при обеспеченииработыГосударственного реестра документов моряка;

- внедрить систему управления качеством – обязательное требование Конвенции ПДНВ.

К сожалению, уровень выполнения этого минимального плана действий вызывает существенные опасения.

Так, на момент подготовки данной статьи все еще не опубликованы проекты изменений в нормативно-правовые акты. Учитывая необходимость выполнения обязательных бюрократических формальностей, это может привести к тому, что к 19.11.2020 года не будет создана требуемая законодательная база.

Особые опасения вызывает обеспечение выполнения функций необходимым компетентным персоналом.

На данный момент персонал Инспекции можно условно разделить на две категории:

- «постоянные» работники Инспекции (секретари ГКК, персонал, отвечающий за работу Государственного реестра документов моряков и т.д.);

- члены ГКК, которые выполняют свои функции на основании срочных трудовых соглашений (контрактов). Именно такая модель работы членов ГКК позволяла Инспекции утверждать, что члены ГКК привлекаются лишь на экзаменационный период, тем самым ГКК является независимой при принятии экзаменов.

НО! Морская администрация (в отличие от Инспекции) относится к системе органов государственной власти, а большинство персонала Морской администрации имеют статус государственных служащих.

Передача функций Инспекции к Морской администрации потребует проведения длительных бюрократических процедур по приему на работу нового персонала,проведения конкурсного отбора, выполнения других формальностей.

В отношении членов ГКК ситуация обстоит еще сложнее.Неясно, как именно будут укомплектованы ГКК квалифицированными экзаменаторами.

Особую обеспокоенность вызывает вопрос работы Государственного реестра документов моряков (далее - Реестр).

Именно в Реестр вносится вся информация о выданных моряку документах, в том числе, о сертификатах об окончании подготовки в учебно-тренажерных центрах.

Иностранные судовладельцы и крюинговые компании проверяют документы с использованием данных Реестра,как того требует Конвенция ПДНВ.

В то же время Инспекция не обеспечила выполнение требований законодательства Украины по вопросам защиты информации и электронного документооборота. Персональные данные моряков не защищены от стороннего вмешательства или передачи третьим лицам.

Морская администрация в настоящий момент только готовит проект технического задания по разработке собственной информационной системы, а сроки прохождения необходимых государственных экспертиз по вопросам защиты данных для введения системы в эксплуатацию вообще неясны.


Мне отказывают в принятии Сертификатов о прохождении подготовки в учебно-тренажерном центре. Что делать?


К сожалению, это один из наиболее часто задаваемых вопросов.

Он может быть задан в разных вариантах. Например: «Мне сказали «делать» сертификаты в центре «А». Но, безусловно,топовый вариант: «А какая разница,в каком центре «делать» сертификаты?»

Прежде всего, ПРМТУ рекомендует не «делать» сертификаты, а обратиться в качественный учебно-тренажерный центр (УТЦ), который действительно проводит подготовку моряков. Таким центром, например, является Херсонский морской специализированный тренажерный центр.

Перед выбором УТЦ следует обязательно проверить выполнение двух условий:

  • УТЦ должен иметь действующий Протокол соответствия по необходимому вам направлению подготовки;
  • Центр должен быть включен в список УТЦ, одобренных Мининфраструктуры.

Этот список утверждается приказом Министерства и доступен на официальных сайтах Министерства (mtu.gov.ua), Морской администрации (marad.gov.ua) и Инспекции (itcs.net.ua). Кроме того, список размещен и на официальном сайте Профсоюза работников морского транспорта Украины по ссылке: https://storage.mtwtu.org.ua/source/1/RTFeda7rPPnUFJSOhScBbu3AGg9MMH7C.pdf.

Также вся необходимая моряку информация собрана для удобства на сайте Профсоюза (https://mtwtu.org.ua/uk/institution).

Если моряк соглашается на оформление сертификатов через так называемые «киоски», он фактически принимает коррупционное предложение. При этом центры с качественной подготовкой моряков в этих условиях не выдерживают неравной конкуренции с «киосками» и в результате вынуждены сокращать необходимую материально-техническую базу, теряют качественных инструкторов, уровень подготовки в центре существенно снижается.


Я проходил подготовку в УТЦ в прошлом (позапрошлом) году? Мне отказали в принятии сертификатов по причине их недействительности. Как проверить легитимность моих сертификатов?


Чтобы проверить легитимность сертификатов, необходимо обратиться с запросом в Государственный реестр документов моряков, работу которого обеспечивает Инспекция. Такая информация должна быть предоставлена бесплатно как информация, которая содержит персональные данные моряка.


Подал заявку на прохождение ГКК через Электронный кабинет моряка. Однако заявка длительное время не рассматривается. Что делать?


К сожалению, действующий порядок работы ГКК не определяет срок, в течение которого моряк обязан быть допущен к заседанию ГКК от даты подачи заявки.

В нормативных актах не определены порядок работы Электронного кабинета моряка, процедуры приема и рассмотрения заявлений в электронной форме, а сам Электронный кабинет моряка вводился в качестве эксперимента.

В таких условиях, единственным доказательством отправки заявки на прохождение ГКК может быть только «принт-скрин» экрана компьютера с указанием даты и времени подачи заявки.

Некоторым морякам было отказано в допуске к ГКК. Например, не был подтвержден (частично или полностью) стаж плавания. НО! в Электронном кабинете не указывается конкретная причина отказа со ссылкой на пункт требований, которые нарушены.

Учитывая, что процедуры работы Электронного кабинета моряка не определены, такой «виртуальный отказ» не может быть обжалован, т.к. нет надлежащим образом оформленного решения об отказе.

В указанных ситуациях мы рекомендуем подавать документы лично, посетив ближайший региональный филиал Инспекции, либо отправить документы почтой с уведомлением о вручении.


Обратился к «посреднику». Мне сказали установить мобильное приложение и предоставить доверенность посреднику действовать от моего имени.


Как мы отметили ранее, единственным электронным ресурсом для подачи документов для прохождения ГКК является Электронный кабинет моряка (sea.e-transport.gov.ua).

Какие-либо другие сайты или мобильные приложения не могут быть использованы для подачи заявлений или документов.

Устанавливая такие приложения, моряк самостоятельно и добровольно дает согласие на передачу своих персональных данных третьим лицам с заранее сомнительной репутацией.


Моряки вынуждены обращаться к «посредникам», т.к. оспорить действия чиновников невозможно. Мое обращение ничего не решит.


Это не так!

Моряки, которые при поддержке ПРМТУ официально подавали жалобы на действия чиновников, в кратчайшие сроки были допущены к заседаниям ГКК, получали документы после длительных задержек и т.д.

Более того,чиновники, как оправдание своего бездействия, часто используют аргумент «никаких проблем у моряков нет, ведь к нам не поступали жалобы». Именно поэтому важным является обращение каждого моряка!


Если моряк подаст жалобу, он попадет в «черный» список и останется один на один с системой.


ПРМТУ постоянно оказывает морякам необходимую юридическую помощь и консультации.

На данный момент нашим Профсоюзом на основании заявлений моряков подано два судебных иска о признании противоправной бездеятельности Мининфраструктуры и Морской администрации.


Возможен ли конструктивный диалог с чиновниками?


Этот вопрос уже мы, Профсоюз работников морского транспорта Украины, хотели бы задать Министру инфраструктуры и Главе Морской администрации.

Мы неоднократно приглашали Министерство и Морскую администрацию к открытому диалогу на любых условиях и в любом формате. И предлагаем снова.

Например, предлагаем Министерству ответить на вопросы моряков, указанные в этой статье.

More news with tag #Seamen

Powerful Support for Ukrainian Transport Workers: The 46th ITF Congress Adopted MTWTU's Motion

The Marine Transport Workers' Trade Union of Ukraine, supported by the Trade Union of Railwaymen and Transport Construction Workers of Ukraine, submitted an important motion to the 46th Congress of the International Transport Workers' Federation (ITF) in Marrakech.

Dark fleet’s growing role in seafarer abandonments showcased by ageing gas tankers

Amid a rise in seafarer abandonments linked to vessels employed in sanctions trades, a fleet of gas tankers stands out as a repeat offender.

Українські моряки отримали нові привілеї

Що змінилося в колективних угодах на суднах норвезьких судновласників

Marrakech Policy: нові зобов'язання щодо покращення умов праці для моряків

На 46-му Конгресі ITF прийнято новий документ, встановлюючий стандарти прав і умов праці моряків по всьому світу

Thank you for contacting us!