Криза змін екіпажів

Криза змін екіпажів: світове судноплавство бореться з бездіяльністю урядів

Учреждения судоходной отрасли и государства флага обсуждают возможности решения проблемы смен экипажей, поскольку последние продления трудовых договоров моряков истекают 16 июня.

Идет дипломатическая битва за поддержку планов смен экипажей международной политической ареной. Постепенное внедрение процедур смен экипажей со стороны правительств, не желающих или неспособных преодолеть бюрократические препятствия, привело к тому, что подавляющее большинство моряков вынужденно и продолжительно пребывают на борту судов или «застряли» дома из-за ограничений на поездки.

Несмотря на все срочные вмешательства отрасли на высшем правительственном уровне, судоходство изо всех сил старается преодолеть бюрократический барьер, из-за которого десятки тысяч моряков вынуждены продолжать работать в море, несмотря на то, что их и без того продленные трудовые контракты закончились, и имеет место угроза надвигающегося на отрасль правового кризиса.

В настоящее время ведется открытая дипломатическая кампания, направленная на предупреждение высокопоставленных политических деятелей о неизбежных рисках для мировой торговли в случае неосуществления единого отраслевого плана по содействию сменам экипажей, и с целью заручиться достаточной поддержкой за пределами транспортных департаментов международных правительств.

Тем временем большинство государств флага, судовладельцы, профсоюзные организации и отраслевые агентства проводят частные встречи с целью поиска практического решения проблемы смен экипажей по всему миру и их в скором времени истекающих трудовых договоров.

Официальные представители различных организаций налаживают договоренности о необходимости срочного продления многих трудовых соглашений, регулирующих контракты моряков, срок действия которых истекает 16 июня. Источники сообщают, что большинство мировых флагов со следующей недели будут рассматривать просроченные контракты в каждом случае индивидуально, а не оформлять всеобщее продление.

Растет обеспокоенность, что усталость вынужденно пребывающих на борту моряков может стать «правовой бомбой замедленного действия», а также растет волнение профсоюзов, не желающих более слышать о «форс-мажорных обстоятельствах», которые и так привели к продлению договоров, в то время когда экипажи начинают искать другие официальные пути сойти с судна и попасть домой.

Тогда когда Сингапур, Гонконг и несколько других портов начали проводить смены моряков, подавляющее большинство портов остаются закрытыми для экипажей, несмотря на то, что более 50 стран приняли 12-шаговый план по облегчению смен экипажей, подготовленный для отрасли более месяца назад.


Бюрократические проволочки
В большинстве случаев страны по-прежнему страдают от бюрократических отсрочек из-за отсутствия координации между иммиграционными, визовыми агентствами и общими правительственными ведомствами, не располагающими достаточной материально-технической инфраструктурой для обеспечения смен экипажей на фоне новых протоколов ограничений.

Проблемы, как правило, связаны со сложностями «большого правительства», которое вынуждено справляться с беспрецедентными потрясениями – отсутствием наборов для тестирования экипажа, переизбытком СИЗ для персонала и моряков в порту, нехваткой персонала для проведения соответствующего освидетельствования и медленным взаимодействием между ведомствами, где нет единой информации о том, что разрешено, а что нет.

Сложности ситуации прибавляет необходимость координации прибытия судов с несколькими оставшимися авиарейсами и кризис в работе авиационного сектора.

Издание Lloyd’s List сообщало о следующем случае. Сменная команда украинских моряков прибыла в амстердамский аэропорт Схипхол на замену части экипажа, которая в итоге была отправлена обратно на судно, так как моряки не могли получить визы по прибытии.

В то время как судовладельцы были вынуждены согласиться платить тройную стоимость за перемещение моряка, координация между «береговыми» участниками процесса остается, мягко говоря, проблематичной, и даже с согласованными протоколами и процедурами оформления документов замены во многих случаях не осуществляются.

После издания 12-шагового плана для отрасли по облегчению смен экипажей, опубликованного более месяца назад, первоначальная реакция правительств была в подавляющем большинстве положительной. Однако медленная реализация планов и отсутствие политической поддержки привели к тому, что большинство моряков по-прежнему «застряли» в море или дома из-за ограничений на поездки.

Lloyd’s List выяснил, что только 25% из 400 000 моряков, подлежащих замене, были репатриированы.
В публичных выступлениях Международная морская организация и Организация Объединенных Наций поддержали планы, призывающие к быстрым действиям, но отсутствие реализации таких действий со стороны правительств потребовало второго раунда заявлений, предполагающих, что первоначальные призывы были в значительной степени проигнорированы.

9 июня Генеральный секретарь ИМО вновь призвал государства предоставить морякам статус «ключевых работников», что поможет облегчить смены экипажей. На этот раз агентство объединилось с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) с целью получения дополнительной дипломатической поддержки, выпустив совместное заявление, призывающее мир поддержать движение судов и торговых потоков, а также сохранить порты открытыми. Этот публичный толчок к преодолению политического бездействия, которое блокирует планы содействия сменам экипажей, привел к появлению на этой неделе нескольких громких статей в популярных СМИ, предупреждающих о рисках для мировой торговли; так представители отрасли стремятся использовать фактор политического страха и заручиться поддержкой правительств, которые до сих пор не спешат признать серьезность растущего кризиса смен экипажей.


Риск для торговли

Несмотря на то, что эта проблема получила определенное освещение в СМИ, согласно данным отрасли, хотя она и изо всех сил пытается вынести информацию за пределы так называемых «эхо-камер», проблема все равно остается недостаточно очевидной для многих.

Судоходство в очередной раз страдает от отсутствия политической видимости и правильного расставления приоритетов со стороны мировой политики. Financial Times и Economist, разместившие публикации, стали немногими оказавшими поддержку судоходству среди крупных информационных ресурсов.

Лорд Стерлинг, бывший председатель круизной линии P&O Cruises, в частном порядке консультировал должностных лиц отрасли в вопросах существующих рисков, и считается, что он выступил распространителем информации о ситуации на правительственном уровне в Великобритании. Большинству других правительств не хватает подобных инициатив, и, хотя во многих случаях транспортные ведомства учли и приняли необходимые для индустрии меры, их же собственные рекомендации во многих случаях не смогли охватить продовольственные цепочки поставок.

Тем не менее, внимание СМИ приветствовалось в качестве неотъемлемого элемента кампании по устранению этой «слепоты» в отношении морской индустрии и обеспечения политической поддержки. Но в переговорах на отраслевом уровне, где напряженность на борту судов все еще присутствует, требуется более деликатная дипломатия и призыв профсоюзов к действию.

На этой неделе, на закрытой встрече руководство Международной федерации транспортников (ITF), Международной палаты судоходства (ICS), Международного совета морских работодателей (IMEC) и администраций государств флагов Либерии, Панамы и Маршалловых Островов обсудили, что может произойти на следующей неделе после истечения срока действия продленных контрактов.

Несмотря на то, что официальная позиция определена не была, полагается, что ключевые флаги сообщили, что они не будут оформлять всеобщее продление, а будут рассматривать каждый случай отдельно. Пролонгации будут предоставляться только в тех случаях, когда существует четкий план репатриации экипажа при следующей доступной возможности, и судовладельцы должны будут такой план представить. Должностные лица от каждого из флагов, присутствующих на встрече, заявили, что в настоящее время они не готовы продолжать продлевать контракты, и хотя никто не желает ставить под угрозу торговые потоки, они утверждают, что сейчас необходимы срочные политические действия.

«Мы делаем все возможное, но мы не можем продолжать откладывать решение этой проблемы», – сказал один из участников встречи.

На сегодняшний день в отрасли наблюдается беспрецедентное единство и межотраслевое сотрудничество. Как сказал один из представителей профсоюзной стороны: «Мы все отложили оружие и вместе работаем над поиском решения». Тем не менее, этот деликатный и, возможно, беспрецедентный союз уже начинает проявлять признаки напряженности, поскольку ITF пытается подавить растущее волнение среди участников, требующих срочных действий. Представители отрасли, судоходные компании и ITF признают, что уровень беспокойства и стресса на борту судов становится угрозой для безопасности судоходства и психического здоровья экипажа. В связи с истечением сроков действия контрактов, главная обеспокоенность заключается в том, что моряки начнут требовать разрешения покинуть суда, и ITF будет обязана оказывать им всестороннюю поддержку, используя профсоюзные механизмы.

Другая проблема связана с уголовной ответственностью капитанов, которые были уведомлены экипажем о том, что из-за усталости и стресса он не может полноценно выполнять свою работу. В случае инцидента, риск которого, как соглашаются все представители организаций, в настоящее время повышен из-за усталости, ответственность капитана и потенциальные уголовное преследование создадут серьезную проблему для всей индустрии, при этом не представляя путей ее решения. Что в ином случае могло стать «бряцанием оружием» теперь стало общей проблемой для всех участников отрасли. Однако даже при таком унифицированном подходе к призыву действовать, в отрасли существуют определенные особенности, мешающие некоторым говорить более открыто.

Lloyd's List понимает, что некоторые крупные судовладельцы в частном порядке настаивают на вмешательстве профсоюзов в эту проблему, чтобы вызвать политическую реакцию.

Открыто сообщается о том, что судоходство будет продолжать поддерживать мировую торговлю, однако в частном порядке возникает острое ощущение, что без политического вмешательства кризис смен экипажей может препятствовать посткризисному восстановлению.


Ричард Мид
Lloyd’s List

https://lloydslist.maritimeintelligence.informa.com/…/Shipp…

Більше новин з тегом #Моряки

Потужна підтримка українських транспортників: 46-й Конгрес ITF прийняв резолюцію ПРМТУ

Профспілка робітників морського транспорту України, за підтримки Профспілки залізничників і транспортних будівельників України, звернулася з важливою резолюцією до 46-го Конгресу Міжнародної федерації транспортників (ITF) у Марракеші.

Зростаюча роль «тіньового флоту» у випадках залишення моряків

На тлі зростання кількості випадків залишення моряків, пов'язаних із суднами, задіяними в санкційній торгівлі, флот газових танкерів виділяється як порушник-рецидивіст.

Українські моряки отримали нові привілеї

Що змінилося в колективних угодах на суднах норвезьких судновласників

Marrakech Policy: нові зобов'язання щодо покращення умов праці моряків

На 46-му Конгресі ITF прийнято новий документ, встановлюючий стандарти прав і умов праці моряків по всьому світу

Дякуємо за звернення!